Что такое «пути просмотра сайта» и что может дать их анализ?
При разработке и последующем продвижении бизнес-сайта особое внимание следует уделять тому, как ведут или могут вести себя посетители на его страницах — сколько времени тратят на просмотр одной страницы, по каким элементам и ссылкам больше всего кликают, сколько страниц просматривают за одну сессию. Также следует учитывать такой показатель, как путь просмотра страниц.
Путь просмотра — это последовательность страниц, по которым посетитель изучает содержимое сайта (начиная с первой и заканчивая последней просмотренной страницей). При этом первая страница называется точкой входа, а последняя — точкой выхода. Узнать о том, как именно пользователи просматривают ваш сайт, можно посредством сервиса интернет-статистики,к примеру, LiveInternet. Также статистику внутренних переходов можно посмотреть в Вебвизоре.
Теперь самый главный вопрос — зачем вебмастеру знать, по каким именно путям пользователи просматривают его сайт? Если речь идет о бизнес-сайте, то та или иная последовательность просмотренных человеком страниц может сказать о степени его заинтересованности в товарах и услугах. После анализа путей просмотра можно сделать выводы о том, удобная ли на сайте система навигации, оптимально ли расположены структурные блоки на страницах. Можно понять, соответствует ли контент пользовательским запросам, хорошо ли работает продающий текст на посадочных страницах и т.д. Если обобщить, то пути просмотра помогают выявить недостатки сайта, а также узнать о причинах низкой экономической эффективности его работы.
В идеале путь просмотра бизнес-сайта должен быть как можно более коротким — человек заходит с поиска сразу на продающую страницу и заказывает товар. Все быстро, просто и легко. Однако чаще всего бывает иначе — человек заходит на главную страницу, с нее — на страницу с каталогом товаров, затем на страницу с одним товаром, потом — со вторым, с третьим и т.д. В конце концов, пользователь может выбрать лишь 5 или 6 просмотренный товар. Нельзя сказать, что такой вариант пути просмотра является нежелательным, ведь в данном случае увеличивается общее число просмотренных страниц и время нахождения на сайте (а это поведенческие факторы, напрямую влияющие на позицию ресурса в выдаче).
Далеким от оптимального будет путь, когда человек попадает на сайт по случайному запросу, беспорядочно листает страницы в надежде найти нужную информацию и через некоторое время покидает вас, так ничего не купив и не заказав. В данном случае, несмотря на довольно большое число просмотренных страниц, время нахождения человека на сайте будет минимальным. Кроме того, минимальной будет конверсия (отношение числа покупателей к числу посетителей). Все это вместе отрицательно скажется на позициях в выдаче и на итоговой прибыли.
Что именно может понять вебмастер и какие действия предпринять после анализа путей просмотра собственного сайта? В первую очередь, можно сделать выводы о причинах перехода с одной страницы на другую. Причин может быть несколько. К примеру, ссылка именно на эту страницу является самой заметной. Или эта страница является похожей по содержанию с предыдущей (описываются похожие товары или услуги). Кроме того, данная страница может являться логическим продолжением предыдущей страницы. Характерный пример – страница с описанием товара и страница с формой его заказа. Подозрительной и неестественной является ситуация, когда без явных на то причин наблюдается много переходов между двумя слабо связанными друг с другом страницами. Выяснив причину данного явления и устранив ее, можно повысить эффективность работы сайта.
Длинный и заковыристый путь часто свидетельствует о том, что структура сайта и его система навигации далеки от идеала. Как правило, речь идет о недостаточной или избыточной навигации (слишком мало или много внутренних ссылок). В результате человеку становится сложнее найти интересующую его страницу, добраться до описания нужного товара и т.д. Упрощение и оптимизация системы ссылок поможет решить данную проблему.